Когнитивные нарушения — Хиликон

Когнитивные нарушения – что это такое, симптомы, причины развития у пожилых и детей, основные формы

Когнитивные нарушения — Хиликон

За познание мира в человеке отвечают функции мозга, названные когнитивными. Они организуют процесс взаимодействия индивида с окружающей средой. Когнитивные нарушения дезорганизуют мозговые связи. Это не позволяет человеку нормально жить и развиваться, поэтому так важно знать о них.

Когнитивные нарушения – что это такое?

Высшие мозговые функции отвечают за взаимодействие, восприятие и познание окружающей действительности. Это важно знать, чтобы понять, что такое когнитивные нарушения.

В функции входят память, гнозис (отвечает за ориентацию), праксис (действия для достижения какой-либо цели), речь и механизмы исполнения. Они предназначены для выполнения задач любой сложности.

Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности.

На основании вышесказанного ответ на вопрос, когнитивные нарушения – что это, приобретает актуальное значение. Сбой даже одной функции приводит к потере способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром.

Например, больной не может вспомнить предмет, его назначение. В обращении с вещью ведет себя неадекватно. Он может приложить чрезмерные или ослабленные усилия. Это приводит к порче или невозможности взаимодействия с предметом.

Симптомы когнитивных нарушений

Левое и правое мозговые полушария, теменная область, лобные и затылочные доли показывают признаки дисфункции. Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга дают следующие симптомы:

  • теряются навыки письма, счета, чтения, логически мыслить, анализировать;
  • начинает страдать ориентация в пространстве;
  • исчезает воображение;
  • пропадает способность сочинять, придумывать что-либо, мечтать и фантазировать;
  • теряются навыки в любом виде творчества;
  • становится невозможным сопереживание, появляется эмоциональная бесчувственность.
  • исчезает способность восприятия запахов;
  • пропадает слух;
  • происходит снижение памяти;
  • пропадает целенаправленность действий пациента;
  • перестает различать левую и правую стороны;
  • человек становится дальтоником;
  • не узнает знакомые лица или предметы;
  • поведение становится неадекватным.

Причины когнитивных нарушений

Факторы неправильного функционирования мозговой деятельности возникают из-за внешних обстоятельств и по причине внутренних органических изменений. Когнитивные искажения могут быть вызваны:

  1. Дефицитом снабжения кровью мозговых клеток.
  2. Возрастными изменениями организма.
  3. Неправильным обменом веществ.
  4. Алкогольными, наркотическими и другими отравлениями.
  5. Нервно-эмоциональным перенапряжением, частыми стрессовыми ситуациями.
  6. Травмами головы.
  7. Заболеваниями нейродегенеративного типа (Альцгеймера, Паркинсона и другие).
  8. Болезнями, связанными с нейроинфекциями (ВИЧ, энцефалит, рассеянный склероз).

Когнитивные нарушения у пожилых людей

Особенностью этого возраста является то, что изменению подвержены настроение и деятельность интеллекта. Деменция у пожилых (слабоумие) – это результат длительного угасания нервных импульсов мозга. Значительно отсрочить болезнь можно, начав лечение на ранней стадии.

Если рассматривать рассеянность, участившуюся забывчивость, частые смены настроения как начало нарушений, то их можно успешно устранить. Статистика запущенных форм нарушений среди стариков ставит на первое место болезнь Альцгеймера.

Она характеризуется снижением интеллекта, забывчивостью.

Вторым по численности заболеванием у пожилых людей является деменция из-за поражения сосудов. Основные причины возникновения:

  • травмы мозга;
  • сахарный диабет;
  • дистония вегетососудистая;
  • повышенное артериальное давление;
  • общая интоксикация организма.

Когнитивные нарушения у детей

Исследования показали, что 20% детей до 14-ти лет имеют такую патологию. Нарушение когнитивных функций у детей проявляются в виде:

  • затруднений выражаться связанной речью;
  • низкого уровня запоминания и вспоминания;
  • нарушений психомоторики;
  • заторможенности процессов мышления;
  • рассеянного внимания и плохой сосредоточенности;
  • неадекватности проявлений эмоций и чувств.

Причины нарушений зачастую связаны с особенностями протекания беременности и родов:

  • внутриутробная гипоксия;
  • травмы при родах;
  • отсутствие полноценного питания (авитаминоз);
  • инфекционные болезни ЦНС.

Сложность определения заболевания определяется тем, что перенесенные в раннем детстве травмы мозга могут не проявляться долгое время. Это объясняется тем, что мозг развивается до 20-ти лет. Признаки когнитивных нарушений не проявляются активно до момента созревания пораженной зоны. Незначительные отклонения в развитии могут быть истолкованы индивидуальными особенностями развития.

По причинам возникновения заболевания подразделяют на органические и функциональные. Природа первых основана на дисфункциях мозговых связей из-за болезней организма или получения физической травмы черепа. Они присущи людям старческого возраста. Когнитивные расстройства второго типа появляются после перенесения больших нервно-эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций.

По степени развития выявлены следующие формы:

  1. Легкие. Характерные психометрические показатели находятся в пределах средней статистики каждой возрастной категории. Однако больной жалуется на снижение способностей.
  2. Умеренные. Показатели уже вышли за норму. Пациент еще не потерял своей независимости и самостоятельного поведения. Дезадаптация в быту не замечается.
  3. Тяжелые когнитивные нарушения. Наступает полное слабоумие. Пациент перестает связанно говорить, теряет координацию в пространстве и времени, не может логически мыслить.

Легкое когнитивное нарушение

Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:

  • заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
  • плохая оперативная память;
  • неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
  • быстрая утомляемость при умственной работе;
  • большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
  • затруднения в подборе слов.

Умеренное когнитивное нарушение

Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие.

Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности.

Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.

Тяжелое когнитивное нарушение

Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:

  1. Деменция. Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
  2. Делирий. Отмечается помрачением сознания.
  3. Выраженная афазия. Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
  4. Апраксия. Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).

Диагностика когнитивных нарушений

Может осуществляться следующим образом:

  1. Опрос пациента о субъективных жалобах. Больной сам чувствует изменения в поведении и высказывает их врачу.
  2. Выслушивание близких о действиях обследуемого человека. Когнитивные нарушения – это изменение поведения в повседневной жизни. Со стороны окружающих они хорошо заметны.
  3. Нейропсихологическое тестирование. Существуют специальные диагностические критерии, на основании которых определяется степень патологии.
  4. Установление неврологического статуса. По схеме врач дает оценку работы мозга пациента.
  5. Томография мозга компьютерная и магнитно-резонансная. Применяются при подозрении на органическую форму заболевания.

Лечение когнитивных нарушений

Успех в излечении от недуга зависит от применения комплексного подхода. Он заключается в следующем:

  1. Чем раньше провести диагностику и установить диагноз, тем успешнее будет лечение.
  2. В лечебный процесс должны быть включены мероприятия по снижению риска от заболеваний соматического характера (сердечно-сосудистых, ожирение, диабет).
  3. Установить оптимальный режим жизни (физические нагрузки, полноценный сон). Снижение умственной работоспособности хорошо преодолевается путем смены видов деятельности.
  4. Применять медикаментозные препараты по рецепту врача. Эффективными средствами являются статины («Аторвастатин», «Питавастин», «Розувастатин»).
  5. Проводить терапию нейрометаболическую. Врачи прописывают к применению нейропротекторы («Пирацетам», «Цераксон», «Церебролизин»).

Профилактика когнитивных нарушений

Чтобы избежать такого рода патологий, необходимо родителям позаботиться в раннем возрасте о развитии своих детей. Существует ряд действенных методик, развивающего характера. Они укрепляют мозговые механизмы и нервную систему в целом. Такие упражнения полезно делать в любом возрасте. Нарушение когнитивных процессов можно предотвратить, если выполнять следующие действия:

  1. Принимать препараты, обеспечивающие организм всеми необходимыми веществами и витаминами (например, антиоксиданты).
  2. Вести жизнь по правильному распорядку (питание, физические нагрузки, сон).
  3. Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию (тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления).
  4. Очень полезно изучение иностранного языка или освоение музыкального инструмента.
Инфантилизм – что это, симптомы у мужчин, женщин и детей, причины проблемы Инфантилизм определяется как наличие в характере или внешности человека признаков предыдущих возрастных этапов. Бывает разных видов и у каждого есть свои особенности. Эта болезнь сопряжена с неадекватным поведением и требует коррекции.Мизогиния – психическое состояние, при котором мужчина испытывает ненависть к представительницам противоположного пола. У него есть определенные причины и признаки, выдающие наличие проблемы. Для корректировки поведения нужна помощь специалиста.
Что такое отчаяние многие люди знают на своем опыте. В результате негативных или трагических событий индивид теряет веру в себя и будущее. Это состояние имеет несколько стадий и симптомов проявления, способов выхода из него.Психические расстройства – это ряд заболеваний нервной системы человека. Причинами возникновения могут быть наследственные факторы, отрицательное воздействие среды, нарушения здоровья. Лечение производится в специализированных учреждениях.

Источник: https://womanadvice.ru/kognitivnye-narusheniya-chto-eto-takoe-simptomy-prichiny-razvitiya-u-pozhilyh-i-detey-osnovnye-formy

Нарушение когнитивных функций: что это такое, симптомы и лечение мозга

Когнитивные нарушения — Хиликон

Когнитивные нарушения функций головного мозга являют собой специфические отклонения, которые приводят к расстройству личности, поскольку препятствуют познавательной активности человека. Они встречаются у взрослых и у детей. Как возникает нарушение когнитивных функций, по каким причинам и как их распознать? Попробуем разобраться.

Что такое когнитивные нарушения, их виды и механизм развития

Что такое когнитивные нарушения? Это отклонения в нормальной работе и функционировании головного мозга. Они возникают по разным причинам у взрослых людей, также могут появиться у ребенка. Человеческий мозг – это сложный механизм, который регулирует все физиологические и психические процессы в организме. К когнитивным или познавательным функциям относят:

  • внимание;
  • запоминание;
  • интеллектуальные способности;
  • способность к восприятию;
  • речевая активность;
  • гнозис (осознание предметов и образов и способность относить их к той или иной категории);
  • праксис (способность применять свои знания и умения на практике).

Их любые нарушения способны спровоцировать изменение личности и сделать из разумного человека животное, которое руководствуется только инстинктами. Как развиваются такие нарушения? В первую очередь, это связано с нарушением связи коры головного мозга и подкорковых структур. В зависимости от локализации повреждения выделяют такие расстройства:

  1. Аграфия (проблемы с письменностью), акалькулия (невозможность считать), алексия (проблемы с чтением), неузнавание букв, нарушение логических, аналитических и математических способностей. Это происходит при нарушении функций левого полушария мозга.
  2. Нарушение ориентации в пространстве, проблемы с фантазией, творчеством. Это связано с патологическими процессами в правом полушарии.
  3. Нарушения в лобных частях приводят к проблемам с памятью, речью, мышлением и волевыми процессами.
  4. Патологии в височных частях мозга лишают человека способности различать запахи, звуки, зрительные образы, а также искажают чувственное восприятие.
  5. При нарушениях в теменной части наблюдают неспособность выполнять целенаправленные действия, проблемы с ориентацией в пространстве (например, путают, где право, а где лево).
  6. При затылочных патологиях нарушаются функции зрения, цветовосприятия, узнавание лиц и предметов.
  7. Повреждение мозжечка сопровождается угнетением эмоций, неадекватным поведением.

В зависимости от степени повреждения различают такие когнитивные расстройства:

  1. Легкие. Они практически не влияют на повседневную жизнь человека, не заметны окружающим, их сложно выявить с помощью тестов. Они проявляются в некоторой заторможенности психической деятельности. Например, сложно переключать внимание, тяжело вспомнить то, что раньше не вызывало проблем.
  2. Умеренные. Это промежуточное состояние, которое характеризуется более выраженными отклонениями в когнитивной сфере. Такими расстройствами страдают до 20% людей преклонного возраста. Они проявляются в значительном ухудшении памяти и внимания, повышенной утомляемости от выполнения интеллектуальных задач, нарушение речевых функций.
  3. Тяжелые (деменция). Такое расстройство мозговой деятельности еще называют слабоумием или маразмом. Чаще всего наблюдается у стариков. Это полная или частичная деградация личности.

Мозговая деятельность является очень сложным механизмом. Любое ее нарушение способствует появлению отклонений, которые в значительной степени влияют на поведение человека.

к оглавлению ↑

Причины развития, основные симптомы

Почему возникают когнитивные нарушения у детей и взрослых? В зависимости от их природы происхождения выделяют:

  • функциональные (временные);
  • органические (связанные с возникновением необратимого патологического процесса).

Функциональные нарушения имеют преимущественно временный характер. Они часто связаны с такими явлениями:

  • переутомление;
  • стрессы;
  • эмоциональные потрясения;
  • нервные перегрузки.

Такие отклонения в мозговой деятельности могут возникать в любом возрасте. Например, нарушение когнитивных функций у детей может спровоцировать неблагоприятная обстановка дома или в школе, смерть или болезнь друзей, близких родственников и другие эмоциональные потрясения. Они носят временный характер и проходят сами собой при исчезновении раздражающих факторов.

Органические нарушения связаны с патологическими процессами в мозговом отделе. Существует несколько причин такого состояния:

  • Черепно-мозговые травмы. Патологические нарушения вследствие травм носят как временный, так и постоянный характер. Взрослый человек и ребенок могут упасть, получить удар по голове, что вызывает нарушения мозговых функций.
  • Нарушение кровоснабжения мозга. Его вызывают такие явления:
    • гипертония;
    • артериальная гипертензия;
    • атеросклероз;
    • сердечнососудистые болезни (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда);
    • инсульт.
  • Метаболические нарушения. Они связаны с такими явлениями:

    • гипотиреоз (недостаток некоторых гормонов при нарушении функций щитовидной железы);
    • сахарный диабет;
    • почечная недостаточность;
    • печеночная недостаточность;
    • недостаток витамина В12 и фолиевой кислоты;
    • злоупотребление алкоголем;
    • курение;
    • употребление наркотических, токсических веществ, некоторых медикаментов (антидепрессантов, транквилизаторов).
  • Возрастные нарушения. Часто они связаны с мозговым отмиранием (атрофией) или уменьшением его массы. Старческие нарушения когнитивных функций ассоциируют с болезнью Альцгеймера или синдромом Паркинсона. Они являются прогрессирующими заболеваниями и не поддаются лечению.

Как выявить признаки когнитивных отклонений на ранних стадиях, чтобы вовремя начать соответствующее лечение? Следует обратить внимание на такие симптомы:

  • ухудшение памяти и способности к запоминанию;
  • понижение внимания;
  • утомляемость от простейшей умственной (интеллектуальной) деятельности.

При наличии таких расстройств (особенно у детей) необходимо пройти обследование, чтобы не запустить болезнь и вовремя начать лечение.

В более тяжелом течении (при умеренной стадии) наблюдаются следующие симптомы:

  • проблемы с речью (забывание слов и букв);
  • стойке ухудшение внимания;
  • забывчивость;
  • проблемы с письменностью, чтением;
  • трудности в выражении своих мыслей, чувств и эмоций;
  • ухудшение интеллектуальных способностей;
  • плохая ориентация в пространстве;
  • раздражительность;
  • повышенная утомляемость.

В самой последней стадии, которая называется деменцией, к вышеперечисленным добавляются такие неприятные симптомы:

  • расстройство личности;
  • невозможность выполнять простейшие функции по уходу за собой (например, невозможность сходить в туалет, помыться, поесть);
  • изменение характера;
  • психические отклонения (человек забывает, кто он, не узнает людей вокруг).

Чем раньше будут выявлены когнитивные нарушения, тем лучше они поддаются лечению с помощью медикаментозных препаратов и психологических приемов. Деменция имеет прогрессирующий характер и не поддается лечению.

к оглавлению ↑

Диагностика, методы лечения и профилактики

Как определить наличие у человека когнитивных отклонений? Для этого пациент должен пройти специальное обследование, которое включает такие процедуры:

  1. Опрос и осмотр. Он проводиться опытным врачом-неврологом, который выясняет, когда начались нарушения познавательных функций мозга, как они проявляются. Также важно выяснить о наличии некоторых обменных и эндокринных заболеваний, перенесенных травмах головы, генетической предрасположенности (наличие деменции у родственников), принимаемых медикаментозных средств.
  2. Различные психические оценки и тесты. Эти мероприятия проводит врач-психиатр. Например, широко употребляют такой тест, как MMSE (Mini Mental State Examination). Он имеет 30 вопросов и способен определить степень повреждения когнитивных функций.
  3. Анализ крови. Проводят с целью определения причины отклонений. Для этого кровь исследуют на сахар, гормоны, наличие витамина В12. Также проводят печеночные пробы.
  4. Липидограмма.
  5. Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Проводится с целью визуализации мозговых повреждений.

Только после выявления причины отклонений назначается необходимое лечение. Оно базируется на применении лекарственных препаратов. Так стойкое поражение мозга при деменции лечат при помощи таких медикаментов:

  1. Донепезил.
  2. Галантамин.
  3. Ривастигмин.
  4. Мемантин.
  5. Ницерголин.

Их назначает только врач. Он же определяет дозировку и длительность терапии. При небольших нарушениях когнитивных функций, применяют лекарства, которые способствуют улучшению кровообращения, а также нейропотекторы. Это такие препараты:

  1. Глицин.
  2. Кортексин.
  3. Солкосерил.
  4. Мексидол.
  5. Цераксон.
  6. Мемоплант.
  7. Ноотропил.

Кроме лекарственных средств назначается специальная антихолестериновая диета с целью улучшения кровотока и снабжения головного мозга кислородом. Она заключается в отказе от жирных сортов мяса, молокопродуктов и употреблении свежих овощей и фруктов, морепродуктов. Важно также принимать витамины группы В, исключить из рациона алкогольные напитки, кофе.

Если когнитивные нарушения появились, то их редко удается вылечить полностью. Можно только приостановить процесс.

Для этого нужно изменить способ жизни. Поэтому для приостановления негативных явлений в головном мозге следует придерживаться таких правил:

  1. Постоянно находиться под наблюдением врача и принимать назначенные им медикаментозные препараты.
  2. Развивать когнитивные функции мозга (память, внимание, интеллект) с целью поддержания мозговой активности. Для этого нужно учить и рассказывать стихи, разгадывать кроссворды и загадки, рисовать, общаться с людьми.
  3. Избегать стрессовых ситуаций, не допускать психических расстройств, избегать отрицательных эмоций.
  4. Вести активный образ жизни. Мозг должен постоянно работать, ему нужен кислород и свежие впечатления. Поэтому важно заниматься спортом, путешествовать.
  5. Поддерживать социальные связи. Общение с людьми, обмен информацией, совместное проведение времени способствует активности мозга человека.
  6. Коррекция питания. Важным моментом для профилактики когнитивных нарушений является антихолестериновая диета с целью препятствия атеросклероза (образования бляшек, которые закупоривают сосуды и препятствуют нормальному кровообращению). Также важно обогатить свой рацион полезными продуктами (свежими овощами, фруктами, ягодами, кисломолочными продуктами, морепродуктами).
  7. Отказ от вредных привычек. В первую очередь, необходимо бросить курить, отказаться или уменьшить употребление алкогольных напитков, кофе. Также важно не принимать наркотические вещества и некоторые медикаменты.
  8. Насыщение организма витаминами группы В и Е, цинком, магнием и полиненасыщенными жирными кислотами Омега-3.

Если придерживаться правильного образа жизни, то мозговые отклонения наступят очень не скоро. Это важно для поддержания хорошего самочувствия и интеллектуальной деятельности человека.

Когнитивные нарушения могут проявиться в любом возрасте по тем или иным причинам. Они способны доставить человеку и его близким много неприятностей, поскольку приводят к расстройству личности и медленной деградации. При обнаружении таких отклонений важно как можно раньше обратиться к врачу за помощью, чтобы не допустить осложнений.

Источник: https://oinsulte.ru/kognitivnye/narusheniya-kognitivnux-funkciya.html

Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений

Когнитивные нарушения — Хиликон
Заседание Консультативного Совета по неврологии Москва, 22 февраля 2008

Д.м.н. Захаров Владимир Владимирович
Клиника нервных болезней им. А.Я. Кожевникова ММА им. И.М. Сеченова

Когнитивные расстройства – самый распространенный неврологический симптом, поскольку большая часть коры головного мозга связана именно с обеспечением когнитивных функций, то и практически любое заболевание, которое вовлекает головной мозг, сопровождается когнитивными нарушениями. Когнитивные нарушения объединяют расстройство пяти основных мозговых функций: гнозиса, мышления, памяти, речи и праксиса. Иногда к этим пяти функциям добавляют еще шестую – внимание, вопрос о том, имеет ли внимание свое собственное содержание или является производным остается дискуссионным. Проблема когнитивных расстройств – это прежде всего проблема стареющего населения. Население нашей планеты неуклонно стареет. На сегодня каждый десятый житель планеты старше 60 лет, три четверти пожилых жалуются на снижение памяти, а у 5-8% развивается деменция.

С целью изучения распространенности и структуры когнитивных нарушений (КН) в неврологической практике было проведено крупномасштабное эпидемиологическое исследование “ПРОМЕТЕЙ”, в котором принимало участие свыше 3 тысяч пациентов пожилого возраста.

Им проводилось короткое нейропсихологическое исследование, включавшее краткую шкалу оценки психического статуса и тест “рисование часов”. Из обследованных пациентов жалобы на снижение памяти или умственной работоспособности предъявляли 83,4% человек.

Из них у 68,2% КН были подтверждены с помощью объективных нейропсихологических методов исследования. При этом у 25,2% от общей выборки результат по краткой шкале оценки психического статуса составил 24 балла и менее, что свидетельствует о наличии выраженных КН.

У остальных 43,0% пациентов результат тестирования составил от 25 до 27 баллов, или были заметные ошибки в тесте “рисование часов”. Данные пациенты расценивались как больные с легкими или умеренными (недементными) КН.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высокой распространенности КН в повседневной амбулаторной неврологической практике. До 70% пациентов пожилого возраста, обратившихся к неврологу, имели ту или иную степень когнитивной недостаточности. Эти данные позволяют считать КН одним из самых частых симптомов в неврологической практике и делают проблему их лечения и профилактики чрезвычайно актуальной.

Распространённость когнитивных нарушений в неврологической практике

Захаров В.В. и соавт., исследование ПРОМЕТЕЙ, 2005

Когнитивные нарушения делятся на легкие, умеренные и тяжелые. Легкие КН выявляются только при тщательном нейропсихологическом исследовании и не оказывают влияние на повседневную жизнь, хотя могут вызывать субъективное беспокойство больного.

Умеренные КН выходят за рамки возрастной нормы, но пока не приводят к ограничениям в повседневной деятельности и могут лишь влиять только на самые сложные ее формы; пациенты в основном сохраняют независимость и самостоятельность. Тяжелые КН оказывают значимое негативное влияние на повседневную жизнь.

Больные испытывают значительные трудности в каждодневной деятельности, профессии, социальной сфере, на поздних этапах – в самообслуживании. К тяжелым КН относятся деменция и монофункциональные тяжелые когнитивные расстройства. Данная классификация отражает не только степень тяжести КН, но также их причинные факторы и прогноз.

В основе тяжелых КН (деменции) всегда имеется заболевание головного мозга, причем, как правило, прогрессирующее; в этих случаях прогноз чаще неблагоприятный, возможности лечения деменции достаточно ограничены. Легкие КН далеко не всегда бывают патологическими.

К ним относятся, например, естественные возрастные изменения когнитивных функций, которые отмечаются у большинства людей в процессе старения. Легкие КН могут иметь обратимый, динамический характер, связанный с интоксикацией, стрессом, другими внешними воздействиями.

Умеренные КН представляют собой ту “развилку”, после которой больной может “пойти” либо в сторону деменции (по статистике половина пациентов), либо остаться на том же уровне, либо даже улучшиться в сторону легких КН.

Как правило, КН – это синдром многофакторной этиологии, в основе которого можно выделить сразу несколько причин. Чаще когнитивные расстройства возникают в пожилом возрасте, поэтому немаловажную роль играют естественные возрастные изменения: уменьшение массы мозга с возрастом, изменение со стороны нейротрансмиттерных систем.

Сами по себе возрастные изменения приводят только к легким когнитивным нарушениям, тем не менее, они создают неблагоприятный фон для развития умеренных и более тяжелых когнитивных расстройств.

Другая причина – это нарушения системного метаболизма, например, различные заболевания внутренних органов, изменяя системный метаболизм, могут приводить к расстройствам когнитивных функций. Не менее часто бывают психогенные когнитивные расстройства, связанные с расстройствами тревожно-депрессивного ряда.

И, наконец, если речь идет о деменции или умеренном когнитивном нарушении, то в их основе лежит органическое заболевание головного мозга, чаще всего, дегенеративное или сосудистое.

Основные причины когнитивных нарушений

Поскольку на сегодняшний момент КН являются частично курабельным состоянием, то вопрос ранней диагностики наиболее актуален.

Для постановки диагноза умеренной деменции, проведение батареи сложных тестов не столь обязательно, поскольку симптомы заболевания достаточно очевидны, а для определения легкой деменции и, тем более, недементных КН обязательно нужно использовать нейропсихологические шкалы.

Необходимо также и всестороннее обследование пациента для исключения причин потенциально обратимых КН (дисметаболические расстройства, гипертиреоз, дефицит витаминов группы В и т.д.).

Вторичная профилактика включает в себя лечение сердечно-сосудистых заболеваний, которые являются вторым после возраста по значимости фактором риска как дегенеративных, так и сосудистых КН. Следует стремиться к установлению точного нозологического диагноза в каждом конкретном случае.

Поскольку когнитивные функции формируются в результате интегрированной деятельности разных отделов головного мозга, то весьма перспективно воздействие на нейротрансмиттерные системы. Пациенты с когнитивными расстройствами должны находиться под динамическим наблюдением, поскольку в первые месяцы и годы наблюдения возможна корректировка диагноза и, соответственно, корректировка проводимой терапии. Основная цель ведения недементных легких и умеренных когнитивных нарушений – это профилактика прогрессирования, профилактика деменции.

Принципы ведения КН

  • Ранняя диагностика и раннее начало терапии
  • Всестороннее обследование пациентов – исключение причин “потенциально обратимых” КН
  • Вторичная профилактика нарастания КН – лечение ССЗ, оптимизация микроциркуляции
  • Установление точного нозологического диагноза
  • Нейротрансмиттерная терапия – оптимизация процессов синаптической передачи
  • Динамическое наблюдение – корректировка диагноза и проводимой терапии
  • Основная цель ведения лёгких и умеренных когнитивных нарушений – профилактика прогрессирования когнитивных расстройств (профилактика деменции)
  • На сегодняшний день существует порядка 20 различных дефиниций недементных когнитивных нарушений, которые имеют собственный диагностический критерий, собственное представление и концепцию.

    В первую очередь – это доброкачественная старческая забывчивость, при которой пожилые люди жалуются на снижение памяти и у которых есть объективное снижение памяти. Снижение памяти в этом случае почти не прогрессирует, поэтому термин “доброкачественное” вполне правомочен.

    Однако, длительные наблюдения свидетельствуют, что примерно в половине случаев доброкачественная старческая забывчивость со временем трансформируется уже в “недоброкачественную” (деменция).

    Возраст-зависимое снижение памяти – диагноз, который официально рекомендован Национальной ассоциацией психиатров в Соединенных Штатах в качестве диагноза, если имеется снижение памяти в пожилом возрасте, не связанное с деменцией.

    Диагноз “возрастные когнитивные нарушения” также признан Международной психиатрической лигой при Всемирной организации здравоохранения и также официально рекомендован в качестве нозологического диагноза. Термин “умеренные когнитивные нарушения”, часто используемый в последние годы, также имеет свои диагностические критерии и подходы к терапии.

    Дефиниции недементных когнитивных нарушений

  • Доброкачественная старческая забывчивость
  • Возрастное снижение памяти
  • Возрастные когнитивные нарушения
  • Когнитивные нарушения без деменции
  • Забывчивость позднего возраста
  • Умеренные когнитивные нарушения
  • Традиционно для лечения КН легкой и средней степени выраженности используют ноотропные препараты.

    История ноотропов началась с 70-х годов прошлого века, когда с появлением первых препаратов нового класса и открытие их уникальных фармакологических свойств привела Giurgea, руководителя группы исследователей пирацетама и координатора исследований в UCB, к формулировке полностью новой категории лекарств: ноотропных препаратов.

    Согласно концепции Giurgea ноотропные препараты должны обладать целым рядом характеристик, отражающих их основные фармакологические свойства. Всем этим критериям (представлены на слайде) полностью удовлетворяет первый из класса ноотропов – препарат Ноотропил® (пирацетам).

    Характеристики ноотропов (по Giurgea)

  • повышение обучаемости и улучшение памяти;
  • повышение устойчивости способностей к обучению и запоминанию при состояниях, которые ведут к их нарушению (например, при гипоксии);
  • защита мозга от различных физических и химических повреждений (интоксикации, гипоксия и др.

    );

  • увеличение эффективности механизмов кортико-субкортикального контроля, улучшение информационного обмена в мозге;
  • отсутствие обычных для других психотропных препаратов фармакологических эффектов, таких как седативное действие или стимуляция моторики и одновременно – малое число побочных эффектов и чрезвычайно низкая токсичность
  • Ноотропил® представляет собой производное нейромедиатора гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) и оказывает целый ряд физиологических воздействий, которые могут объясняться, по крайней мере, частично восстановлением текучести клеточных мембран.

    На нейронном уровне Ноотропил® модулирует нейромедиацию в диапазоне нейромедиаторных систем (включая холинергическую и глютаматергическую), обладает нейропротекторными и противосудорожными свойствами и улучшает нейропластичность.

    Эффект препарата на холинергическую и глютаматергическую системы особенно тесно связан с его клиническим благоприятным действием при когнитивных расстройствах.

    Строение пирацетама
    циклическое производное g-аминомасляной к-ты (ГАМК)

    В литературе имеется большое количество данных по использованию Ноотропила в лечении когнитивных расстройств различной степени выраженности. Так, в одном мета-анализе приводятся данные 19 работ, в которых участвовали почти 1500 больных.

    Все работы были с параллельными группами, двойные слепые плацебо-контролируемые исследования, проведенные между 1972 и 1993 годами на больных старше 50 лет со связанными с возрастом когнитивными нарушениями и с дегенеративной деменцией. Этот мета-анализ включал работы, которые проводились в течение 6 – 52 недель с дозами Ноотропила 2,4 – 8 г в день, средние дозы – 2,4 г в день.

    В качестве оценки использовались различные нейропсихологические шкалы, в том числе и клиническая глобальная оценка (CGI).

    Общая оценка эффективности до лечения и после лечения осуществлялась не лечащим врачом больного, а независимым врачом, который видел пациента только до лечения и на фоне лечения и, не зная, принимал ли больной плацебо или препарат, высказывал свое мнение о динамике состояния больного. Данная шкала является общепринятым стандартом, без которого объективно оценить клиническую значимость изменений достаточно сложно.

    Результаты данных мета-анализа по применению Ноотропила в лечении когнитивных расстройств

    Число исследований:19
    Дизайн:с параллельными группами, двойные слепые, плацебо vs Ноотропил®
    Годы:1972-1993
    Дозы (г/день)2.4-8.0 (средняя = 2.4)
    Длит-ть лечения (недели):6-52 (в среднем = 6)
    Число б-ных (плацебо N*):665
    Число б-ных (Ноотропил® N*):753
    Возраст:44-94
    Оценки:CGI (общая оценка 'улучшение' или 'без перемен/ухудшение')

    Результаты этого мета-анализа показали, что более, чем у 60% больных, принимавших Ноотропил®, отмечалось улучшение состояния по клинической глобальной оценке по сравнению с 34% больных, принимавших плацебо.

    Таким образом, продемонстрирована статистически значимая разница между индивидуальными показателями при лечении больных Ноотропилом и плацебо.

    Результаты анализа подтверждают высокую эффективность Ноотропила при лечении пожилых больных с когнитивными расстройствами.

    Мета-анализ: результаты

    Результаты мета-анализа демонстрируют эффективность Ноотропила в лечении когнитивных расстройств различной степени выраженности

    Источник: https://medi.ru/info/11082/

    Классификация когнитивныех нарушений

    Когнитивные нарушения — Хиликон
    В основе современной классификации когнитивныхнарушений лежит степень их выраженности. Когнитивные расстройства делятся на легкие, средней тяжести и тяжелые.

    Легкие когнитивные нарушения

    Обычно, носят нейродинамический характер. Страдает оперативная память, скорость обработки информации, способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой.
    При легких нарушениях появляются жалобы на рассеянность, снижение памяти, внимания, работоспособности.

    Память снижается на текущие события, на фамилии, имена, номера телефонов. Профессиональная – длительное время не страдает. 

    Вначале, изменения не заметны для окружающих.
    При нейропсихологиическом исследовании выявляются
    незначительные  затруднения: более медленное выполнение задания, нарушение концентрации внимания.
    Когнитивная недостаточность носит не специфический характер и является, преимущественно, мнестической.
    То, что мы называем “возрастными” изменениями (в пожилом возрасте).
    У людей других возрастных категорий подобные симптомы могут встречаться  при хронических стрессах, длительных физических и умственных перегрузках, проблемах со здоровьем, (артериальная гипертензия, сахарный диабет и др.).
    В большинстве случаев, они имеют обратимый характер и, при назначении своевременной адекватной терапии, оптимизации образа жизни и трудовой деятельности, уменьшаются или проходят совсем.

    Умеренныекогнитивные нарушения

    Имеют полиэтиологическую природу, не связаны с возрастом.  Обычно, отражают начало болезней, приводящих к деменции.
    Своевременное выявление умеренной стадии позволяет провести мероприятия по профилактике прогрессирования болезни.  

    Варианты синдрома умеренных когнитивных расстройств

    При Амнестическом варианте преобладает нарушение памяти на текущие события. Проблема носит прогрессирующий характер и, с течением времени, может стать началом болезни Альцгеймера.

    ПриМножественной когнитивной недостаточности

    поражаются несколько когнитивных функций – память, пространственная ориентация, интеллект, праксис и др. Такой тип нарушения характерен для дисциркуляторной энцефалопатии, болезни Паркинсона, фронтотемпоральной  деменции.

    Нарушение когнитивных функций при сохранности памяти

    Этот вариант обычно протекает с преобладанием нарушения речи или праксиса. Наблюдается при нейродегенеративных болезнях – первично прогрессирующей афазии, кортикобазальной дегенерации, деменции с тельцами Леви.

    Чем раньше распознается синдром умеренных когнитивных расстройств, тем успешнее будут результаты лечения, что и позволит как можно дольше  сохранить достойное качество жизни.

    Выраженное нарушение когнитивных функций 

    Это деменция. Если она возникла на фоне цереброваскулярных болезней, либо вследствие нарушений системной гемодинамики, то ее называют сосудистой.
    Характеризуется нарушением таких высших психических функций, как речь, ориентация в пространстве и времени, способность к абстрагированию, праксис.
    Больше всего страдают память и интеллект, что ведет к затруднению повседневной жизни. 
    Почти всегда болезнь сопровождается эмоционально – волевыми нарушениями.
    Для сосудистой деменции характерно сочетание когнитивных расстройств с очаговой неврологической симптоматикой  – гемипарезы, расстройства координации, статики и др., (но – это не обязательно).
    Для установления именно сосудистой причины деменции, необходимо иметь данные о поражении сосудов головного мозга и установление временной и причинно – следственной связи между деменцией и сосудистым поражением головного мозга.
    Например,  если когнитивное снижение произошло сразу после инсульта (чаще в первые 3 месяца), то, много вероятности, что они возникли именно вследствие сосудистой причины.
    Когнитивный дефицит может быть обусловлен не только самим инсультом, но и инсульт часто утяжеляет уже имеющиеся когнитивные  проблемы, возникшие на фон дегенеративных изменений мозга: имеются два, совместно протекающих и взаимно утяжеляющих друг друга процесса.При деменции человек нуждается в постоянной посторонней помощи и уходе.
    Важно выявление синдрома когнитивных расстройств в самом раннем периоде, это поможет своевременно установить причину нарушений и принять меры по профилактике  утяжеления болезни.

    Что такое когнитивные функции?

    Что такое дисциркуляторная энцефалопатия?

     Когнитивные нарушения при ДЭП

    Как  улучшить память?

    Деменция и юмор

    “,”author”:”Автор: Elena”,”date_published”:null,”lead_image_url”:”https://4.bp.blogspot.com/-svq_-WCVYXk/UtEOnUDDHAI/AAAAAAAABDs/ptHBRuf8YAU/w1200-h630-p-k-no-nu/mozg_kognitivnie.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://nevrologytoyou-elena.blogspot.com/2014/01/blog-post_11.html”,”domain”:”nevrologytoyou-elena.blogspot.com”,”excerpt”:”блог по неврологическим болезням”,”word_count”:506,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

    Источник: https://nevrologytoyou-elena.blogspot.com/2014/01/blog-post_11.html

    Умеренные когнитивные расстройства

    Когнитивные нарушения — Хиликон

    Умеренными когнитивными расстройствами называют нарушения в когнитивной сфере, которые выходят за пределы возрастной нормы, хотя не достигают при этом тяжелой степени – деменции. Такие расстройства отмечаются у 11–17% пожилых людей. Умеренные когнитивные расстройства занимают промежуточное положение между нормальным старением и выраженной деменцией.

    Они связаны с:

        — ухудшением памяти, внимания или способности к обучению, подтверждаемым при объективном исследовании (нарушения отмечает сам пациент или его близкие);

        — сохранением полной самостоятельности в повседнев­ной жизни – перечисленные нарушения не приводят к каким–либо ограничениям (это главное отличие умеренных когнитивных расстройств от деменции);    — появлением жалоб на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы;    — снижением по сравнению со среднестатистической возрастной нормой результатов нейропсихологических тестов (краткая шкала оценки психического статуса – MMSE, тест рисования часов) ;    — отсутствием делирия и деменции (результат краткой шкалы оценки психического статуса – не менее 24 баллов);

        — органическими изменениями (сопряжены с заболеваниями мозга, сердечно–сосудистой системы, других органов).

    У большинства больных с умеренными когнитивными расстройствами выявляется нарушение нескольких когнитивных функций (мышление, внимание, речь), но ведущим выступает ослабление памяти (у 85% пациентов).

    Специалисты называют умеренные когнитивные расстройства не болезнью, а синдромом.

    Это значит, что их внешние проявления могут вызываться разными причинами или их комбинацией (возрастные изменения, гибель нейронов, сосудистые расстройства, нарушения обмена веществ).

    Поэтому при появлении синдрома умеренных когнитивных расстройств необходимо пройти тщательное клиническое, лабораторное и инструментальное обследование с целью выявления возможной причины нарушений.

    https://www.youtube.com/watch?v=Kd-LUTNbCbE

    Примерно у половины пациентов с жалобами на снижение памяти применение медицинских тестов не подтверждает наличия когнитивных нарушений.

    Самой частой причиной субъективных жалоб при отсутствии объективного подтверждения являются эмоциональные расстройствав виде повышенной тревожности или снижения настроения, включая депрессию.

    Нередко когнитивный дефицит вызывается эндокринными заболеваниями (сахарный диабет, гипотиреоз), сердечной или дыхательной недостаточностью, некоторыми системными или инфекционными заболеваниями.

    Разумеется, в этом случае лечение должно быть направлено не на сами когнитивные расстройства, а на устранении этих факторов. Кроме того, важно исключить связь умеренных когнитивных расстройств спобочным действием лекарств (к таким в первую очередь относятся седативные и холинолитические препараты) и при обнаружении такой связи решать вопрос о возможности их отмены или замены.

    Наиболее масштабное из отечественных исследований умеренных когнитивных расстройств было организовано кафедрой нервных болезней Первого Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова.

    Оно проводилось в 30 регионах Российской Федерации силами 132 неврологов и охватило более трех тысяч больных (в каждом участвующем центре оценивались 25 впервые обратившихся пациентов старше 60 лет).

    Исследование включало два этапа: на первом пациенты сами оценивали состояние собственной памяти, на втором (при наличии жалоб) проводилось стандартное нейропсихологическое тестирование (шкала MMSE и тест рисования часов).

    Было установлено, что среди лиц старше 60 лет субъективные жалобы на расстройства памяти и умственную утомляемость встречаются у 83% пациентов (для лиц старше 80 лет эта цифра составляет 90%). Объективное подтверждение (результаты тестов) когнитивные нарушения разной степени выраженности получают у 69% пациентов.

    По тяжести выявленных когнитивных расстройств обследованные разделились следующим образом:

        — деменция – 25%,

        — умеренные и легкие когнитивные расстройства – 44%,

        — субъективные жалобы при нормальном выполнении нейропсихологических тестов – 14%,
        — отсутствие каких–либо расстройств в когнитивной сфере – 17%.

    У каждого третьего пациента умеренные когнитивные нарушения остаются стабильными в течение весьма длительного времени, а иногда даже ослабевают. Однако гораздо чаще синдром умеренных когнитивных расстройств прогрессирует. До 15% случаев умеренных когнитивных расстройств в течение одного года трансформируются в деменцию, а за пять лет деменция развивается у 60% пациентов.

    По этой причине необходимо динамическое наблюдение за каждым пациентом и повторные клинико–психологические исследования.

    Главный вопрос пациентов и их родственников: «Можно ли среди людей с умеренными когнитивными расстройствами определить тех, у кого с наибольшей вероятностью будет развиваться деменция?» Сегодня это стало принципиально возможным благодаря появлению особого метода нейровизуализации – позитронной эмиссионной томографии (см. главу 2) с использованием специальных трейсеров. Однако для ее проведения требуется весьма дорогостоящее оборудование, что препятствует ее широкому использованию в повседневной практике.

    4 основных типа синдрома умеренных когнитивных расстройств:

    1. Монофункциональный амнестический тип — изолированное нарушение памяти при сохранении остальных функций (обычно рассматривается как начальное проявление деменции альцгеймеровского типа).
    2. Полифункциональный тип с наличием нарушений памяти — нарушение нескольких когнитивных функций, включая память (высокая вероятность постепенной трансформации в болезнь Альцгеймера).
    3. Полифункциональный тип без нарушений памяти — затрагивает несколько когнитивных функций без нарушений памяти (сопутствует сосудистым поражениям головного мозга, болезни диффузных телец Леви, болезни Паркинсона).
    4. Монофункциональный неамнестический тип — нарушение одной когнитивной функции: мышления, речи, ориентировки или др. Нарушения речи могут быть связаны с начальным этапом первичной прогрессирующей афазии, нарушения праксиса — кортико–базальной дегенерации, зрительного гнозиса — задней корковой атрофии, зрительно–пространственных функций — деменции с тельцами Леви.

    Источник: https://memini.ru/glossary/85

    Симптомы.Ру
    Добавить комментарий