Инвентаризация симптомов стресса т иванченко — Познавайка

Методическое обеспечение оценки стрессовых симптомов и состояний

Инвентаризация симптомов стресса т иванченко — Познавайка

Подробное описание методик диагностики психических состояний представлено в трудах А. О. Прохорова [И], А. Б. Леоновой [4—7]. В настоящем практикуме представлены только те методики, которые имеют прямое отношение к диагностике стрессовых состояний.

Инвентаризация симптомов стресса

Г. Иванченко и соавторы

Вводные замечания

Методика позволяет развить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса [1].

Опросник «Инвентаризация симптомов стресса»

Инструкция: прочитайте вопросы и оцените, как часто проявляются нижеперечисленные симптомы.

п/пВопросыНикогдаРедкоЧастоВсегда
1Легко ли вы раздражаетесь из-за мелочей?1234
2Нервничаете ли вы, если приходится чего-либо ждать?1234
3Краснеете ли вы, когда испытываете неловкость?1234
4Можете ли вы в раздражении обидеть кого-нибудь?1234
5Критика выводит вас из себя?1234
6Если вас толкнут в общественном транспорте, постараетесь ли вы ответить обидчику тем же или скажете что-нибудь обидное; при управлении автомобилем часто ли жмете на клаксон?1234
7Вы постоянно чем-то занимаетесь, все ваше время заполнено деятельностью?1234
8В последнее время вы опаздываете или приходите раньше времени?1234
9Часто ли вы перебиваете других, дополняете высказывания?1234
10Страдаете ли вы отсутствием аппетита?1234
11Часто ли вы испытываете беспричинное беспокойство?1234
12Кружится ли у вас голова по утрам?1234
13Испытываете ли вы постоянную усталость?1234
14Даже после продолжительного сна вы чувствуете себя разбитым?1234
15У вас возникают проблемы с сердечной деятельностью?1234
16Страдаете ли вы от болей в области спины и шеи?1234
17Часто ли вы барабаните пальцами по столу, а сидя — покачиваете ногой?1234
18Мечтаете ли вы о признании, хотите ли, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете?1234
19Считаете ли вы себя лучше других, но, как правило, никто этого не замечает?1234
20Вы не можете сконцентрироваться на необходимом деле?1234

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

До 30 баллов. Вы живете спокойно и разумно, справляетесь с проблемами, которые преподносит жизнь. Вы не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Однако советуем вам проверить свои ответы вместе с хорошо знающим вас человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете.

  • 31—45 баллов. Для вашей жизни характерны активная деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, вы и впредь будете жить так же, постарайтесь только выделить немного времени для себя.
  • 45—60 баллов. Ваша жизнь — непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих что постоянно держит вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит вам радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, подавляйте гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.

Более 60 баллов. Вы живете, как шофер, который жмет одновременно и на газ, и на тормоз. Поменяйте жизненный уклад. Испытываемый вами стресс угрожает и вашему здоровью, и вашему будущему. Если перемена образа жизни представляется вам невозможной, постарайтесь хотя бы отреагировать на рекомендацию.

Источник: https://studme.org/124950/psihologiya/metodicheskoe_obespechenie_otsenki_stressovyh_simptomov_sostoyaniy

Инвентаризация симптомов стресса т иванченко — Познавайка

Инвентаризация симптомов стресса т иванченко — Познавайка

4. Точный диагноз — эффективное лечение.

Оптимист видит удобную возможность в каждом бедствии; пессимист видит бедствие в каждой возможности.

Разные стрессы требуют различных методов отработки, поэтому при столкновении с ними очень важно не поддаваться первому эмоциональному порыву, а правильно определить, с чем мы столкнулись. Существует много классификаций стрессоров (одна из них дана в первой главе), а сейчас мы разделим все причины по двум критериям.

Первый способ разделения стрессоров заключается в оценке нашегоконтроля над ситуацией. На какие-то события мы можем влиять в значительной мере.

Например, если осенью нас беспокоит холод в квартире, а отопительный сезон еще не начался, то у нас есть множество способов уйти от этого стресса, от самого простого (потеплее одеться или включить электронагреватель), до более сложных и дорогостоящих, но также, в принципе, возможных (взять отпуск и съездить на недельку в теплые края).

На другие события нам трудно воздействовать непосредственно, но определенное влияние мы оказать можем. К таким стрессорам, например, можно отнести болезни или взаимоотношения с друзьями.

С одной стороны, здоровье есть результат нашей заботы о нем: питания, режима дня, физкультуры и т.д., но с другой стороны, оно также зависит от экологии и возбудителей болезней, которые нам не подвластны.

Так же обстоит дело и с человеческими отношениями. С одной стороны, мы своим дружелюбными и конструктивными действиями можем создать с окружающими нас людьми хорошие отношения, но есть настолько конфликтные личности, с которыми весьма трудно наладить нормальный контакт.

2.1 Методы и методики диагностики стрессоустойчивости

В настоящий момент в психодиагностике главенствует комплексный подход, согласно которому процесс измерения уровня развития той или иной составляющей психической жизни человека производится с использованием нескольких различных

инструментов.

В процессе определения стрессовых состояний организма используются методы наблюдения, опроса, тестирования. Очень часто исследователь применяет несколько методик психодиагностики, анализируя комплекс их результатов, собственных наблюдений, отзывов близких к испытуемому людей и соединяя их в единое представление об уровне развития стресса и состояния

стрессоустойчивости испытуемого.

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной

ситуации.

В настоящий момент в психодиагностике главенствует комплексный подход, согласно которому процесс измерения уровня развития той или иной составляющей психической жизни человека производится с использованием нескольких различных инструментов.

В процессе определения стрессовых состояний организма используются методы наблюдения, опроса, тестирования. Очень часто исследователь применяет несколько методик психодиагностики, анализируя комплекс их результатов, собственных наблюдений, отзывов близких к испытуемому людей и соединяя их в единое представление об уровне развития стресса и состояния стрессоустойчивости испытуемого.

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

Поведенческие симптомы

Внешнее поведение в напряженных ситуациях также изменяется. Рассмотрим основные симптомы.

  • Острая реакция на длительное переживание – уход в трудовую деятельность. У человека изменяются жизненные приоритеты, он погружается в работу в ущерб друзьям, досугу, семье.
  • Эмоциональную травму пытаются снизить с помощью азартных игр, сигарет, наркотиков или алкоголя. Это путь наиболее опасный, так как разрушает личность, приводит к зависимости.
  • Нервный стресс приводит к рассеянности, невнимательности, снижается производительность.
  • Присутствует быстрая или неразборчивая речь.
  • Часто человек прибегает ко лжи в общении, фантазирует, оправдывается.
  • 4. Диагностика профессиональных стрессоров

    4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

  • шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
  • тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
  • Эмоциональные симптомы

    В отличие от других симптомов эмоциональные признаки стресса можно регулировать. Они считаются управляемыми, в некоторых случаях зависят от волевых усилий человека. Какие эмоции преобладают при переживании?

  • Частая раздражительность, нервный смех, тревога, панические атаки. Присутствует ощущение надвигающейся беды, неприятностей.
  • Настроение подавленное. Общий эмоциональный фон характеризуется тоской и угрюмостью. В особо тяжелых случаях не отпускают суицидальные мысли, депрессия усиливается.
  • У людей в состоянии стресса снижается самооценка, они недооценивают себя и свои возможности.
  • Проявляется острая реакция на незначительные события, например, на разбитую чашку или сломанный пульт.
  • 1. Виды диагностики, цель, задачи

    ДИАГНОСТИКА – оценка состояния здоровья занимающегося.

    ДИАГНОЗ – заключение о состоянии здоровья занимающегося.

    Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

    Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.

    Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, функциональной и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

    Цель диагностики – оптимизация процесса занятий физической культурой на основе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.

    1) Врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом;

    2) Оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;

    3) Выполнение плана тренировочных занятий;

    4) Определение тестов для оценки подготовленности (физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической);

    5) Прогнозирование достижений спортсменов;

    6) Выявление динамики спортивных результатов;

    7) Отбор талантливых спортсменов.

    Учебная дисциплина программы профессиональной переподготовки «Практическая психофизиология»

    2. Показатели физического развития

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

    1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

    2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

    Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

    АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

    Рост – длина тела.

    Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

    Вес – правильнее говорить «масса тела».

    Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах.

    Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать.

    Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.

    оптимальный вес = длина тела – 100

    оптимальный вес = длина тела – 105

    оптимальный вес = длина тела – 110

    studfiles.net

    Источник: https://golowabolit.ru/inventarizatsiya-simptomov-str/

    Симптомы.Ру
    Добавить комментарий